Методическая копилка

Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
• декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
• оперировать единицами измерения количества информации;
• оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
• анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
• перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
• выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
• строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
• углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
• научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
• научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
• переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
• познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
• научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
• научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
• сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
• познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
• научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
• понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
• оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
• понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
• исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
• составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
• ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
• исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
• исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
• понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
• определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
• разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
• исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
• составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
• определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
• подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
• по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
• исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
• разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
• разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
• называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
• описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
• подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
• оперировать объектами файловой системы;
• применять основные правила создания текстовых документов;
• использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
• использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
• работать с формулами;
• визуализировать соотношения между числовыми величинами.
• осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
• основам организации и функционирования компьютерных сетей;
• составлять запросы для поиска информации в Интернете;
• использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность:
• научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
• научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
• научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
• расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
• научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
• познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
• закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
• сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Рекомендуемое поурочное планирование
7 класс
Номер урока Тема урока Дата
план факт
1. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
Тема Информация и информационные процессы
2. Информация и её свойства
3. Информационные процессы. Обработка информации
4. Информационные процессы. Хранение и передача информации
5. Всемирная паутина как информационное хранилище
6. Представление информации
7. Дискретная форма представления информации
8. Единицы измерения информации
9. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа
Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
10. Основные компоненты компьютера и их функции
11. Персональный компьютер.
12. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение
13. Системы программирования и прикладное программное обеспечение
14. Файлы и файловые структуры
15. Пользовательский интерфейс
16. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа
Тема Обработка графической информации
17. Формирование изображения на экране компьютера
18. Компьютерная графика
19. Создание графических изображений
20. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа
Тема Обработка текстовой информации
21. Текстовые документы и технологии их создания
22. Создание текстовых документов на компьютере
23. Прямое форматирование
24. Стилевое форматирование
25. Визуализация информации в текстовых документах
26. Распознавание текста и системы компьютерного перевода
27. Оценка количественных параметров текстовых документов
28. Оформление реферата История вычислительной техники
29. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа.
Тема Мультимедиа
30. Технология мультимедиа.
31. Компьютерные презентации
32. Создание мультимедийной презентации
33. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа
Итоговое повторение
34. Основные понятия курса.
35. Итоговое тестирование.
8 класс
Номер урока Тема урока Дата
план факт
1. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
Тема Математические основы информатики
2. Общие сведения о системах счисления
3. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика
4. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления
5. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q
6. Представление целых чисел
7 Представление вещественных чисел
8. Высказывание. Логические операции.
9. Построение таблиц истинности для логических выражений
10. Свойства логических операций.
11. Решение логических задач
12. Логические элементы
13. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа
Тема Основы алгоритмизации
14. Алгоритмы и исполнители
15. Способы записи алгоритмов
16. Объекты алгоритмов
17. Алгоритмическая конструкция следование
18. Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления
19. Неполная форма ветвления
20. Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы
21. Цикл с заданным условием окончания работы
22. Цикл с заданным числом повторений
23. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа
Тема Начала программирования
24. Общие сведения о языке программирования Паскаль
25. Организация ввода и вывода данных
26. Программирование линейных алгоритмов
27. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.
28. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.
29. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.
30. Программирование циклов с заданным условием окончания работы.
31. Программирование циклов с заданным числом повторений.
32. Различные варианты программирования циклического алгоритма.
33. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа.
Итоговое повторение
34. Основные понятия курса.
35. Итоговое тестирование.